Россияне ищут вторые руки Печать
Автор: Администратор   
03.06.2009 09:43

Наши наблюдения, отраженные в статье "На оптовых базах наблюдается повышение интереса к секонд-хэнду и снижение спроса на сток", нашли подтверждения в материале, опубликованном на ленте бизнес-новостей BFM.ru, автор Александра Ходонова. Предлагаем вашему вниманию перепечатку этого материала с нашим комментарием в свете бизнеса по торговле одеждой сток.

За прошедший год количество покупателей в магазинах формата секонд-хенд выросло. В настоящее время одежду или обувь в них приобретает 11% россиян. Такие данные приводятся в опросе исследовательского центра портала SuperJob.ru, проведенном в мае среди 1800 россиян старше 18 лет. По данным отчета, 2% респондентов делает это часто, а 9% — от случая к случаю. Для сравнения: около года назад их было 1% и 8%, соответственно. В то же время, 74% респондентов никогда не покупали и не собираются приобретать вещи в секонд-хендах.

 

«Респонденты отмечают, что в подобных магазинах им удается найти не только бывшие в употреблении «интересные модели хорошего качества», но и «новые вещи за небольшие деньги»», — говорится в исследовании. Чаще остальных совершать покупки в секонд-хендах предпочитает молодежь до 20 лет (как правило, это студенты), а также респонденты старше 50 лет. Кроме того, среди постоянных клиентов таких магазинов преобладают россияне с ежемесячным заработком от 15 до 35 тысяч рублей.

Тенденции к росту количества клиентов явно наблюдаются, но в то же время многие магазины сейчас закрываются, отмечает Ирина Деньгина, коммерческий директор компании «Совес» (оптовый поставщик одежды секонд-хенд и сток). «Небольшие компании в нынешних непростых экономических условиях не могут выжить и прекращают существование в основном из-за того, что не в состоянии оплачивать аренду помещений. Ведь секонд-хенд не позволяет заработать слишком больших денег», — отмечает она. Например, оборот магазина площадью в 16 кв. м составляет в среднем 40–50 тысяч рублей в месяц.

Впрочем, некоторым сетям секонд-хенд все же удается договориться о снижения арендной платы. «Порядка 80% наших арендодателей согласились пойти нам навстречу», — рассказал BFM.ru Тимур Алиев, коммерческий директор компании Ist-Wood (занимается оптовой продажей одежды секонд-хенд и сток, владеет сетью «Магазин Секонд Хенд» в Санкт-Петербурге). В числе прочих антикризисных мер, по его словам, компания практикует сокращение количества точек продаж. «Мы закрыли два нерентабельных магазина. Открытия новых магазинов пока не планируем», — говорит Алиев. Впрочем, на продажах предпринятые Ist-Wood шаги не отразились — они остались на уровне 2008 года. Не уменьшилось и количество клиентов.

Розничные цены на товар не повышали, несмотря на то, что закупочные цены только за этот год выросли на 25–30%. «Это связано с курсовыми разницами. Поставщики в этом году закупочных цен не повышали, хотя в прошлом году делали это неоднократно», — отмечает Тимур Алиев. «Закупочные цены не менялись», — подтверждает Ирина Деньгина. По ее словам, в зависимости от качества стоимость так называемого оригинала (неотсортированный товар в мешках по 5–200 кг) составляет от 70 до 700–800 рублей за кг.

Кризис хотя и способствовал перераспределению потребительского спроса в сторону товаров более дешевой ценовой категории, но не заставил россиян массово совершать покупки в секонд-хендах, отмечают эксперты. По данным РОМИР, в условиях кризиса почти две трети россиян (61%) готовы сократить расходы на покупку одежды. По этой причине за последние четыре-пять месяцев продажи одежды в России упали на 15–25%, подсчитали эксперты исследовательской компании Discovery Research Group (DRG).

«В России не так сильно развита культура секонд-хенда, большей популярностью в нашей стране пользуются дисконтные сети, продающие одежду и обувь. К тому же в последние несколько лет в гипермаркетах наблюдался рост продаж непродовольственных товаров. Происходило это в том числе за счет продаж недорогой одежды», — отмечает аналитик УК «Финнам Менеджмент» Максим Клягин. По его оценкам доля секонд-хенда в общем объеме рынка одежного ритейла не превышает 3–5%.
По данным DRG, по итогам 2008 года объем рынка одежды не увеличился по сравнению с 2007 годом и составил 40–41 млрд долларов. Хотя ранее эксперты прогнозировали, что он вырастет до 46–48 млрд долларов, поскольку до кризиса ежегодная динамика этого рынка составляла от 15 до 25%.

Комментарий STOCKBIZ.RU

Если проанализировать данный материал с точки зрения торговли одеждой сток, то можно отметить следующее.

Во первых, ссылка на данные о росте покупок в секонд-хэнде имеет отношение к 2008 году и не учитывает тенденции начала 2009 года. Очевидно, что цифры по росту рынка секонд-хэнд в 2009 году будут значительно выше.

Далее в статье отмечено, что в секонд-хэндах многие покупатели ищут новые вещи. Но так как многие секондовики сейчас отказываются от торговли стоком, то новых вещей в секонде станет меньше. Однако, это не значит, что клиенты секондов пойдут за этими вещами в магазины одежды сток, где эти вещи предлагаются, как правило, дороже. Владельцам магазинов сток стоит рассчитывать на приток клиентов из числа именно тех 74% респондентов, которые никогда не покупали и не собираются покупать одежду в секонд-хэндах. Для очень многих любителей модной одежды магазины сток - единственный способ сократить расходы на одежду без ущерба количеству и качеству покупок. Все, что требуется от владельца магазина сток - чтобы его магазин не выглядел как секонд-хэнд. Создайте себе достойный имидж и постоянно его поодерживайте, следите за ассортиментом магазина - и даже в условиях кризиса ваш бизнес будет востребован и прибылен.

Любопытно, что в этой статье также отмечается тенденция закрытия множества небольших магазинов. Да, в условиях кризиса непрофессионализму места на рынке не остается.

И еще один вывод касается политики ценообразования, основанный на том факте, что число покупателей с деньгами сократилось, а доля покупателей, вынужденных экономить, соответственно выросла. До кризиса можно было ориентироваться только на состоятельных покупателей, устанавливая достаточно высокие цены на одежду, при этом можно было продать меньше единиц одежды, но прибыль была даже выше. Сейчас все более разумной становится система назначения невысоких цен в расчете на больший оборот.